14 Сен

Пиранези (RU)

Статья основана на тексте выпускной квалификационной работы Ремизовой Светланы, написанной по результатам обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования « Российский государственный гуманитарный университет» по программе «Экспертиза и атрибуция антиквариата и произведений искусства» ( профессиональная переподготовка) по теме : « Специфика и особенности определения бумаги при экспертизе и атрибуции тиражной графики» . По факту защиты данной работы государственная аттестационная комиссия решением от 16 декабря 2010 года удостоверяет право Ремизовой Светланы Германовны на ведение профессиональной деятельности в сфере искусствоведения.

Бумага является основой для многих произведений искусства: рукописи, эстампы, акварели, произведений декоративного искусства. В настоящее время актуальной проблемой для антикварного рынка при появлении в предложении очередного произведения искусства является его подлинность. Атрибуция, которая основывается только на стилистическом анализе произведения, не всегда может дать точную датировку. Поэтому обращение к основе (в нашем случае это бумага), на которой выполнено произведение, является логичной и может помочь в более точной датировке при атрибуции.

Возникший в последние годы в широких слоях общества интерес к антикварным вещам, который, судя по тенденции, будет и дальше расти, а так же отсутствие в России такой практики как провенанс — оба фактора ставят проблему подлинности особенно остро. Исследований, обобщающих накопленный опыт атрибуции бумаги и доступных для широких масс, на сегодняшний день не существует. Эта тема показалась мне наиболее интересной для выполнения квалификационной работы.

Цель данной работы — рассмотреть возможность более точной атрибуции и датировки на основании знания технологических особенностей производства бумаги, технических процессов печати, а так же морфологии листа в процессе производства тиражной графики при искусствоведческой экспертизе. Задачи, которые необходимо решить в процессе данной работы:

  1. Рассмотреть историю бумаги, особенности специфики ее изготовления. Исследовать характеристики сырья, из которого бумага изготавливалась. Определить возможности применения данных показателей для экспертизы и атрибуции печатной графики.
  2. Изучить технологию изготовления печати и ее влияния на основу (бумагу). Проследить морфологию листа в процессе печати, а так же особенности изменения характеристик бумаги в течении ее бытования. Обосновать необходимость применения данных для экспертизы и атрибуции.
  3. Провести практическую работу по изучению графических листов Джованни Батиста Пиранези и применить полученные знания для более точной их датировки.

В рамках данной работы было предпринято исследование гравюр Джованни Баттиста Пиранези, которые хранятся в музее-усадьбе «Останкино». Для исследования были любезно предоставлены 108 гравюр, находящиеся в фондах музея. Кроме того, в коллекции музея находятся гравюры, выполненные сыном и дочерью Джованни Баттиста — Франческо (1758/1759 -1810) и Лаурой (ок. 1755-1785). Оба работали в мастерской отца — Лаура выполняла повторы его гравюр в меньшем формате, а сын Франческо, помогая отцу, работал и как самостоятельный автор. Джованни Батиста умер в 1778 году, не закончив серию «Вазы, канделябры, саркофаги, триподы, светильники…». Франческо подготовил и издал гравюры этой серии в 1778 году в Риме. После смерти отца Франческо продолжал работать в Риме и в 1784 году им было выпущено полное издание гравюр отца, а в 1786 году он выпустил собственную серию «Collezione delle piu belle statue di Roma».

Грамотная экспертиза бумаги — основы произведений искусства требует к себе неоднозначного подхода, умения обобщать всю собранную информацию. В большинстве случаев экспертиза бумаги — основы дает возможность получить ответы на поставленные вопросы или послужить базой для дальнейших исследований.

Все 108 гравюр, предоставленные музеем-усадьбой были исследованы с помощью бинокулярного микроскопа МБС-9 и на основании этих исследований была составлена таблица. Анализ данной таблицы позволил более точно атрибутировать гравюры, находящиеся в хранении музея-усадьбы «Останкино», определить, какие из них относятся к авторским тиражам, а также более точно датировать гравюры Франческо и Лауры Пиранези.
Кроме того, в процессе проведения данной работы удалось наглядно проследить изменение состава бумаги в Италии за пятьдесят лет — с середины XVII по первые десятилетия XIX века. Также в результате проделанной работы стало очевидным, что на основании детального исследования бумаги возможна более точная датировка произведений графики. В результате проведенной работы удалось выявить наиболее ценные экземпляры музейной коллекции.

В заключении стоит отметить, что в процессе написания работы решены следующие задачи:

  • Рассмотрена история бумаги, специфика ее изготовления, а так же особенности сырья бумаги в зависимости от места и времени ее производства. При проведении практической части исследована и проанализирована бумага, на которой сделаны оттиски гравюр Д.Б. Пиранези.
  • На основании полученных результатов можно с уверенностью утверждать, что физические параметры бумаги, а так же характер бумажной сетки позволяют более точно датировать произведения графики.
  • Изучена технология изготовления оттисков, а так же изменение структуры листа в результате печати и бытования. Полученная информация так же была применена при анализе гравюр Пиранези, что так же помогло в более точной датировке гравюр.

Применения традиционного филигранноведческого анализа не всегда дает положительный результат, поэтому анализ химических, физических и внешних особенностей бумаги следует применять для наиболее точной экспертизы. Таким образом, анализ бумаги при атрибуции является необходимым для установления подлинности и имеет ряд специфических особенностей, обусловленных технологическим процессом изготовления бумаги.
Статья написана по заказу фрау Kannegießer специально для галереи Kunst bei Kannegiesser
Kunstvermittlung
Meisterleinsplatz 3
90489 Nürnberg